О роли обучения
«Многие строительные компании сегодня улучшают систему обучения.
Мы в «Энергоспецмонтаже» проводили обучение рабочего персонала всех уровней: были даже отдельные группы обучения для мастеров, прорабов и бригадиров. На базе предприятия организовывали обучение для ИТР, рассказывали о безопасности, о финансовой грамотности, о командной работе — вещах, которые должен знать каждый управленец. Причем подбирали такой график, чтобы они приходили учиться без отрыва от производства. Я привлекала нужных экспертов из штата организации. Рабочим был интересен и близок формат такой «живой беседы». Мы арендовали помещение недалеко от стройплощадки и перед тем, как уже идти домой, они приходили к нам на 3−4 часа. Я им и чай, и печенье… (Улыбается). Им было душевно, они так отвлекались от рутины.
Зачастую рабочий персонал учат не для того, чтобы повысить навыки, а потому что так надо. В стройке, на производстве обязательно обеспечение безопасности и эффективности работы. Подчеркну: любой работник строительной площадки, приходя в компанию, должен 100% пойти на обязательное обучение и получить «корочку безопасности». Это делается для того, чтобы в будущем избежать на стройке несчастные случаи и сохранить здоровье работника. Поэтому компания, которая реально заботится о безопасности персонала, сразу же отправляет работников на обучение. Например, на Нововоронежской АЭС такая практика: раз в несколько лет они собирают комиссии, и человека проверяют на необходимые знания. Причем неважно, сколько лет отработал работник и какой у него опыт. Это делается для того, чтобы люди понимали свою ответственность и важность объекта, на котором осуществляют свою трудовую деятельность. И за свое здоровье, кстати, тоже. На стройке аттестацию каждый год не проводят, а вот у ИТР раз в три года идет подтверждение знаний по охране труда.
Не могу сказать, что рабочий персонал не хочет учиться. Они знают, что это просто-напросто необходимо, чтобы благополучно выходить работать на площадку. Никто не возмущается, не отлынивает. Я бы сказала, что в плане обучения они даже более лояльны и ответственны, чем управленцы.
Последние годы многие компании начали использовать онлайн-курсы, внедряя дистанционное обучение. Это позволяет экономить время как работника, так и HR-специалиста. Часто и вовсе открывают свои центры компетенции с собственной обучающей базой и платформами, где работник может пройти входной контроль при трудоустройстве или повысить свою квалификацию. Хороший пример — Дивизиональный Центр компетенций в Бангладеш. Строить там новую атомную станцию «Руппур» приезжают ребята из России, Беларуси, стран СНГ, но все равно на тот объем работы командированных не хватает. В начале строительства АЭС планировали привлекать персонал из местных бенгальцев. Поэтому первое, что сделали на площадке, - открыли Центр компетенции, который готовил «с нуля» сварщиков, монтажников и рабочих основного производства. Это хорошая практика для строительных организаций: не можешь найти рабочих — вырасти их сам».