— Интересно как у Вас, Алла Леонидовна, вышло: из юриспруденции в работу с персоналом на крупных инвестпроектах…
— Я родилась и почти всю сознательную жизнь прожила в Беларуси. Каких-то подвигов и великих целей перед собой не ставила. Вполне себе среднестатистическая жизнь: школа, вуз, работа, замужество, дети. Всегда видела себя именно в сфере правоведения. Однако ввиду того, что жила в маленьком районном центре, большого выбора работы не было, и я попала в отдел культуры районного исполнительного комитета, где занималась кадровым делопроизводством. Потом меня забрали в дорожное строительство.
Тогда, в начале двухтысячных годов, на постсоветском пространстве ни о каком направлении HR речи не шло, не было еще такого понятия. Рекрутинг, подбор, интервью, собеседование — таких слов даже никто не знал. Персонал начальники себе набирали по принципу «подходит/не подходит»: кум, брат, сват… В 2013 году в стране начался период активного предпринимательства, стали развиваться коммерческие структуры, в том числе и в нашем райцентре. Я для себя определила, что надо двигаться куда-то дальше. Плюс ко всему, подрастали дети, их надо было учить — словом, сыграла роль материальная мотивация. Я пришла в компанию Milavitsa в качестве специалиста по кадрам, там спектр обязанностей был уже пошире, а работа с людьми — поактивнее. Находила и дополнительные подработки. Какое-то недолгое время даже была администратором в казино, хотя ходила на работу так, чтобы никто не видел. Я и казино оказались несовместимы в плане моих внутренних принципов. В итоге я все-таки поняла, что мое предназначение — это работа с людьми. В один прекрасный день на меня вышла группа компаний «Содружество».
— Это была большая компания?
— Еще бы. Международный холдинг, промышленный сектор. Штат порядка пяти тысяч сотрудников, управляющая компания в Калининграде, штаб-квартира в Люксембурге, представительства практически во всех странах мира, кроме Антарктиды. У нас в райцентре они реализовывали крупный инвестпроект по строительству и эксплуатации производственного предприятия. На тот момент, 2014 год, шел первый этап реализации проекта, который предполагал ввод логистического центра. Я успешно прошла все этапы собеседования, и меня взяли. Я была дико счастлива. Пришла в операционную деятельность как специалист по кадрам, хотя на тот момент мне казалось, что уже обалдеть какой специалист в HR. Но, как оказалось, я была абсолютным дилетантом: действовала по наитию, так сказать, методом тыка по мере постановки задач от управляющей компании.
В 2015 году мы начали второй этап проекта, это уже было строительство и производство. Здесь надо было реализовывать практически все направления, начиная массовым подбором персонала и заканчивая выстраиванием системы управления персоналом: отбор, привлечение, работа с учебными заведениями, внутренний и внешний HR-бренд, удержание персонала, работа с талантами, оценка эффективности работы персонала, оптимизация затрат, выстраивание корпоративной культуры… В тот период я начала формироваться как HR-руководитель. Сначала в одном лице, потом выстроила команду.
Короче говоря, до 2019 года мы успешно реализовали и запустили этот производственный проект. Тогда же мне предложили работу в новом проекте, более масштабном и амбициозном — в Российской Федерации. Это тоже было строительство, запуск большого производственного комплекса. Я согласилась несмотря на то, что моя семья оставалась в Беларуси. Супруг поехать со мной не мог, поскольку младшая дочь заканчивала одиннадцатый класс. Я рискнула и поехала одна.
— Рисковали не зря тогда, как считаете?
— Там у меня уже было абсолютно ясное понимание того, что делать, для чего нужна, насколько важны мои компетенции — как профессиональные, так и личностные — в части работы с людьми и управления персоналом. Сложностей было больше, чем я могла себе представить. Мы туда приехали втроем: я как HR-руководитель, операционный директор по производству и исполнительный директор. Наша ключевая задача была укомплектовать службу строительного контроля заказчика во главе с директором по капитальному строительству. Это все основные направления, связанные со строительством: и сметно-договорная работа, и технадзор, и работа по тендерам, и выбор подрядных организаций, и взаимодействие с конкурирующими органами и местными органами власти. Причем приехали мы в буквальном смысле в чистое поле. Кроме того, географически площадка была выбрана, если выражаться мягко, не в самом удобном месте. Рядом были деревни максимум человек по сто. Населенными пунктами, где было возможно найти кандидатов для строительства и потом для операционной деятельности проекта, были города старый Оскол в 70 километрах от площадки, Воронеж — в 130 километрах, и в 150 километрах — Курск.